по-русски

 

Master Shaman, I have come
With my dolly from the shadow side
With a demon and an Englishman.
I’m my mother I’m my son
And nobody else is slipping the blade in easy
Nobody else is slipping the blade in the marmalade
But all the angels and all the wizards, black and white,
Are lighting candles in our hands
can you feel them, yes, touching hands before our eyes
and I can even see sweet Marianne

Sister Janet, you have come
From the woman clothed with the sun
Your veil is quietly becoming none.
Call the Wanderer. He has gone
And all those up there are making it look so easy
With your perfect wings
A wing can cover all sorts of things
And all the angels and all the wizards, black and white,
Are lighting candles in our hands
Can you feel them, yes, touching hands before our eyes
And I can even see sweet Marianne

This again
Well I think I could try this once again

Sister Janet
Sister Janet (organ live)

Sister Janet – Сестра Джэнет

Мастер Шаман, я пришла с куколкой из теневой зоны

С демоном и англичанином, я сама себе мать и сын.

Ещё никто не промахивался клинком с лёгкостью

Ещё никто не поломал клинок о повидло.

Но все ангелы и колдуны, чёрные и белые,

Зажигают свечи в наших руках, можешь почувствовать, как они

Касаются сначала рук, а уже потом наших глаз?

Я даже вижу милую Марианну.

 

Сестра Джэнет, ты пришла от жены, облечённой в солнце.

Твоё монашеское покрывало стало ничем.

Окликни Странника, о, он ушёл.

А остальные наверху,

Делают покрывало таким лёгким,

Похожим на твоё прекрасное крыло,

Но крыло способно скрыть разные вещи.

А все ангелы и колдуны, чёрные и белые,

Зажигают свечи в наших руках,
Mожешь почувствовать, как они

Касаются сначала рук, а уже потом наших глаз?

Я даже вижу милую Марианну.

 

Эй, да, опять оно. Думаю, могу попробовать ещё раз.

 

(Тори делает колдунов белыми, а ангелов чёрными вне учения Христианства, показывая всё иначе.

В религии Викка люди поклонялись Богине-Матери, что управляет тьмой, поскольку живёт в ней – изначальная Мать-Природа.

Сестра Джэнет – Джэнет Мид [Janet Mead] – монахиня, изучавшая классическое фортепиано в консерваторские времена Тори, присоединилась к ордену Сестёр Милосердия, потом созадала группу “Рок Масс” [Rock Mass], где играла на клавишных вместе с забойной группой. В последствии оставила Орден ("твоё монашеское покрывало стало ничем")

Куколка – интуиция, обретённая после освобождения из плена Бабы-Яги – нашего внутреннего учителя.

Демон и англичанин – два абсолютно разных понятия: демон живёт страстями, англичане сдержаны в проявлении эмоций.

Мать и сын – мужское и женское начало в человеке. Сын – Иисус, Тори берёт на себя воспитание самой себя как Мессии для себя же самой.

Клинок – символ мужского начала - пенис.

Марианна – во Франции святая дева, символ страны. Ипостась облаченной в солнце Девы Марии.

Жена, облечённая в солнце – символический персонаж Откровения Иоанна Богослова, имеет различные богословские толкования, среди которых доминирует понимание его как христианской церкви в период гонений. Апокалиптическая Богородица.

Странник – Иисус)

 

("После многих лет жизни под ледяной коркой, я научилась говорить. Этот альбом стал иным путешествием, новым экспериментом. Для меня жизнь - это один большой эксперимент, который, если оглянуться назад, разделён на разные сегменты. Вы остаётесь одним и тем же человеком, но становитесь богаче и мудрее, а благодаря опыту действуете иначе. Когда мне было пять, я подходила к пианино и сочиняла фрагменты, песенки, что помогали сохранить ясность увиденного, услышанного и обдуманного. Особенно в Церкви, где люди открыто не обсуждали свои ощущения или некоторые события. Многое не происходило в открытую. Пока не прорвало плотину совращений и изнасилований малолетних внутри Христианской Церкви. Через что пришлось пройти разным девушкам и парням, и я была рядом, наблюдая, как дочь священника, определяя что-то вроде хронометража происходившего. Папа и я беседовали о шокирующих масштабах таких надругательств внутри мировой Церкви. Некоторых молодых людей склонили к естественным сексуальным контактам, других - к неестественным. Мой радарчик заработал, я же композитор. Имею в виду, да бросьте – это словно слон насрал в гостиной, а все только и делают, что не замечают этого, продолжая смотреть по телевизору футбольный матч. В консерватории учителя говорили, если хочешь сочинять, всё время держи камеру включённой. И ребёнком, я создавала звуковые картины, куда могла прогуляться, не покидая дом или собственную комнату.

   В определённый момент даже не ощутила нужды покинуть христианскую систему, считала, никто меня не достанет. Пока папа после ужина читал газету, я сидела за фортепиано и создавала музыкальные миры, порой они были зашифрованы. И существовали, чтобы их услышали. Похоже на художников эпохи Возрождения, помещавших символы внутрь картин, чтобы заняться интерпретацией. Стараюсь следовать их примеру и помещаю звуковые символы в свою работу. Музыкальные шифры я начала создавать с очень ранних лет, так запоминала события. Сначала узнавала истину, а потом сохраняла её в песнях. В песнях храню абсолютно всё. Оставляю вам ключи и даю шанс поохотиться.

   Небольшая группа нас создала РАИНН. Стало приходить много беспокойных писем, в основном от молодых женщин, которые не могли ничего решить. Люди рассказывают мне то, о чём никому не говорит. Может, это ещё происходит за стенами дома. Или случилось давно, но они с этим так и не справились - просыпаясь по утрам, занимаясь обязанностями, но возможно в отношениях не допуская интим, поскольку всё возвращается. Мне страшно читать некоторые истории многолетней давности. Перед концертом в Атланте я прочитала письмо, которое меня поразило, Будучи из стойко религиозной семьи, эта девушка выступала у соседей. Не буду называть религиозную группу, я здесь не для того, чтобы нападать. Но в течение двух лет она разрешала себе подвергаться "очищению" - использовалось такое слово - сексуальным домогательством со стороны двух мужчин, старшего брата и друга. И она постоянно винила себя. Другая молодая женщина рассказывает, как в возрасте семи лет её насиловали отец и брат. Вы можете видеть этих людей в кофейне и думать: "Эта девушка выглядит так, будто у неё всё в порядке. Она мила, достаёт книгу по математике, её жизнь не может быть так уж плоха". Но и представить себе нельзя, что половину жизни ей пришлось отбиваться от отчима, который таскал её в чулан и делал с ней всякие вещи. А мать не хотела этого видеть. Эти люди пытаются залечить глубокий шрам, изменивший их жизнь навсегда. Также я получаю письма от молодых людей, которым приходилось иметь с этим дело. И самое тяжёлое, когда рассказываешь об этом кому-то из родственников, а те вместо того, чтобы что-то с этим делать, делают вид, что ничего не было. Многие решили не обращаться за терапией к людям, которые действительно помогут. И мы задумались, что делать? Очевидно, я для них ничего не могу сделать. У меня нет опыта. То есть, я знаю только то, что помогло мне. Я вытащила себя из грязи и, вроде как, направляю себя, хотя это заслуга мудрых людей, открывших мне невероятно многое. Не знаю, всем ли удаётся натолкнуться на таких мудрых людей, мне повезло. Частично из-за того, чем занимаюсь. И мы решили, существует 341 кризисный центр помощи изнасилованным, где работают люди, с которыми можно поговорить, которые сами прошли через это, и которые, в конце концов, помогут сделать следующий шаг. Чтобы изменить свою жизнь, человеку требуется воля и поддержка, а RAINN похож на отделение скорой помощи, только без Джорджа Клуни [George Clooney – актёр сериала "ER" (Скорая помощь)]. Порой нужно просто с кем-то поговорить. И вместо простого выслушивания или "о, мне так жаль, что это случилось с тобой" - словно нет желания слушать, там тебя выслушают. Нужно увидеть, как поступаешь с самой собой. И, может, тогда не будешь зависеть от человека на другом конце провода, снова наберёшь номер и попадёшь на того, кому действительно небезразлично. Этот номер на 800 свяжет вас с ближайшим кризисным центром. На линии консультанты, которые постоянно общаются с людьми. Иногда ко мне подходят женщины и говорят: "Я не чувствую, что имею право звонить, но я готова спрыгнуть с моста, потому что не знаю, как справиться с тем, что случилось со мной". Есть женщины, которые начинают мыслить в пределах: "Меня уже не насиловали семь лет", но ведь дело не в этом. Бывает, звонят насильники и говорят: "Я боюсь, что сорвусь". Консультанты имеют дело со всеми видами людей. И если у консультанта занята одна телефонная линия, он должен быть доступен по другой.
   Как мы стали сотрудничать с Кэлвин Кляйн [Calvin Klein]? У РАИНН возникли неприятности, и я просто дала людям знать, что мы существуем. Кэлвин Кляйн позвонил и сказал, что они хотят иметь отношение к РАИНН, я не стучалась в их дверь со словами: "Привет, меня зовут Тори, вы не могли бы мне дать парочку миллионов долларов?" Я очень беспокоилась, что РАИНН закроют, поэтому собиралась сделать благотворительный концерт, но не была уверена, что кто-нибудь придёт на вечеринку. Поначалу "Атлантик" и "Уорнер" внесли небольшое пожертвование, чтобы дать нам возможность начать. НАЗИН (Национальная Ассоциация Звукозаписывающего Искусства и Науки) вышли вперёд и помогли, когда настали плохие времена, и нас решили закрывать. Но никто не подошёл к столу в большом смысле. Когда бьёшь в колокол – бесплатная телефонная линия не появится просто по желанию. Нам действительно требовалась большая помощь. Благотворительность очень сложная штука. Нельзя пойти к людям со шляпой в руках - это не мой способ просить о чём-то. Я решила сделать несколько звонков, и люди отзовутся, узнав о нашем существовании. Получив звонок от Кэлвина, я думала, он просто хочет сделать вклад, за который мы были бы благодарны, но когда он сказал, что хочет осуществить годовую кампанию, я села, где стояла, и сказала: "Повторите, пожалуйста, ещё раз".

   Первый альбом был обнажённым, в тот период я рационализировала свою жизнь, как дневник. Но, если честно, больше не хочу показывать целлюлит на бёдрах. С тех пор приоделась и теперь исследую настоящее и то, что умеет рука в перчатке. До сих пор волнуюсь, когда меня спрашивают об изнасиловании. Я была на одной ТВ программе, и там пустили рекламу "Далее - Тори Эймос расскажет о своём изнасиловании", словно для зрителей это мука. Не хочу, чтобы какой-то псих дрочил, слушая мою историю, поэтому на публике не вдаюсь в излишние подробности. Последнее, кем хочу быть, это "Девушкой, Которую Изнасиловали". В своих мыслях делаешь большой разворот – переход от жертвы к спасению. Для меня "МЗ" был переходом, а ПР словно – давай убираться отсюда. Нельзя привязываться к бэйджу Общества Анонимных Жертв, иначе он победит.

   Кстати, это классический случай контроля, вам так не кажется? В Штатах меня представляют как сексуальный объект и вопросы в интервью обычно фокусируются на этом. А в Британии я "чудачка". Оба эти варианта - предлог и лёгкий способ избежать того, о чём я говорю в песнях или о чём действительно хочу поговорить во время интервью. Тяжело иметь дело с женщинами, которые так поступают. А поступают так многие, особенно в Америке, они пишут, я "секс-символ", что бы это не значило.

   Понятие "травмы" смешно. Есть над чем похихикать. Я люблю говорить о том, чего никто не захочет слушать за обеденным столом. Ну, знаете, типа "вы думаете, что не имеете к этому никакого отношения". Потому что, боже мой, что обо мне подумают, если узнают о моих мыслях. Это может быть что-то невинное, например, я хочу ей понравиться и боюсь, что веду себя не так, поэтому выгляжу глупо. Но буду вести себя так, словно мне не важно, хотя на самом деле важно, а потом расстроюсь, если она больше не позвонит. Многие люди просто не хотят знать, о чём ты думаешь. Я же от такого вида деятельности получаю удовольствие.

   Порой мой стиль игры доставляет мне мучения. Но это единственно знакомый мне способ играть. Играя аккуратно, будет сложно с силой извлечь некоторые ноты, пока не поддержу себя физически. Пару недель назад в Мемфисе я виделась с врачами. Они усадили меня, посмотрели на мои руки. И сказали: Хорошо, вот наш диагноз. Мы хотим, чтобы ты делала то-то и то-то. Хотим, чтобы ты закрыла гастроли. Просто набери номер и отмени, сейчас же. Словно (имитируя гудок в игровом шоу) "Следующий игрок в "Опасность", ваш черёд". Нет права выбора. Я плачу вам, парни, выслушать ваше мнение, а не глупую философию. И не прошу спасать меня, а только устранить боль. А они говорят: "Мы не можем".  

   Однажды я съела некачественное арахисовое масло, но всё дело оказалось в болезни Титце, это воспаление стенок грудной клетки, поэтому перегружая грудные мускулы, возникает ощущение, словно их протыкают рёбра, происходит что-то вроде железнодорожной аварии. Как будто случился сердечный приступ. Я не знала, в чём дело, просто не могла дышать, а когда пыталась, возникало ощущение ножа в груди. Это случилось потому, что я перегрузила игру на фортепиано. Я играю тяжело, если учесть, что одновременно дышу, пою и играю. Если ты просто певец, тебе не нужно применять такую силу из груди, ты не поёшь и не играешь одновременно. Когда одновременно работают разные мускулы – врачи даже сказали, что я, в некоем роде, уникум…так они сказали, не знаю, пользуется ли Элтон Джон таким же количеством энергии, как я. Всё зависит, как часто её использовать, этот процесс нужно контролировать. Чем меньше играешь и поёшь, тем меньше пользуешься теми мускулами. Поэтому врачи сказали, что-то "да, такое не каждый день увидишь", это уникально. То есть, у всех людей есть эти мышцы, но у меня из-за моей деятельности они уникально развиваются. Тем не менее, я не укоротила концерты. Мне дали антивоспалительный антибиотик. Вкололи в задницу здоровенную иглу. Но врач была лесбиянкой, была очень крута, и меня это увлекло. Её тоже. Было весело.

   Я формировалась как автор песен с семи лет, училась писать. Я сочинила много плохих песен, но в то время пробовала разные вещи и не говорила себе: "Я слишком молода и не уверена в себе". Может, так и было, но это не мешало мне играть их для себя. Я писала тонны песен, по одной в неделю. Это была моя цель. Слушая песню, которая мне нравится, я говорила: "Дайте-ка взглянуть на её структуру", словно смотришь на чьё-то здание, собираясь построить его с помощью своего маленького строительного набора: песок, грязь и прочее. Одна из команд по написанию песен, которая действительно сформировала меня, были, конечно, Элтон Джон и Берни Топин [Elton John, Bernie Taupin]. В самом начале они были прекрасной командой, пишущей песни. Они делали сложные вещи – разные припевы в одной песне, финал с другим ритмом. В наши дни приходится бороться, чтобы индустрия разрешила сделать это, потому что всех кормят с ложечки "куплет-припев-куплет-припев-бридж". Чувствую, что мы, авторы - подсознание того, что происходит с массовым сознанием. Авторы песен, музыканты, писатели… правда, не так, как музыканты, затрагивают наши эмоции сильнее остальных. Если не живёшь открыто, тогда только и делаешь, что повторяешь саму себя, поскольку всё, что можешь – писать с точки зрения произошедшего с тобой в 16 лет. Постоянно пишешь одну и ту же песню, только меняешь декорации. В сообществе авторов-писателей есть болезнь, про которую говорят: если растёшь и развиваешь себя, но не ведёшь распутный образ жизни, где или становишься жертвой, или что угодно, тогда тебе не о чем писать. Многие песенники попадают в эту тональность, если их успех в том, что в жизни всё не так, они испытывают боль, хотя её не испытаешь, пока не посмотришь прямо на неё. Именно тогда узнаёшь, что такое боль, начиная исцеляться, в противном случае, ты часть трясины. Джон Леннон отличный пример человека, у кого с взрослением происходили разные приключения и эксперименты. Но вижу множество писателей, не получающих опыт от жизни, потому что не могут отказаться от успеха.

  Когда мне было 12 лет, я помню девушку по имени Венди [Wendy], ей было 14, мы её боготворили. Тем летом она сбежала, чтобы найти Брюса Спрингстина [Bruce Springsteen]. Она считала, что песню "Рождённый бежать" [Born To Run] он написал о них вдвоём. Мне очень хотелось поступить так же. Песню "Давай ещё раз" группы "Стили Дэн" [Steely Dan "Do It Again"] я услышала в Институте Пибоди, и поняла, будто что-то упустила, потому что нас такому не учили. Я был маленькой и размышляла: "Где эти люди, которые так экспериментируют? Где они живут, есть ли у них запасная кровать и плюшевый мишка?" Никогда не думала, что сочинённые мною песни принадлежат Тори Эймос. Я их так перевожу благодаря переживаниям Тори, что отличаются от переживаний того-то и того-то. Но, как уже говорила, все песни уже существуют. Насильник понимает "Я и пистолет". Парень девушки, которую изнасиловали, понимает "Я и пистолет", ему пришлось пережить это, пусть иначе. Родители девушки… Можно продолжать и продолжать. Но люди так боятся боли, поэтому не откроют сердца. Это понятно. Эмоции очень просты. Если честно, не считаю эмоции сложными. Девушка, над которой посмеялись, или девушка, которая посмеялась над другой девушкой - ты та или другая, моя дорогая. Или есть вариант: ты девушка, что пытается отвлечь внимание, чтобы над тобой не посмеялись, и пытаешься остаться подругой девушки, что смеётся над другой девушкой. Здесь-то я и находилась, думаю, как и большинство девушек. Пытаешься остаться в друзьях у девушки, что насмехается над другой девушкой, и не стать той, над которой тоже посмеются. Это трусость")